Четверг, 2019-09-19, 18:36
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Международный опыт [3]
Международный опыт, общественной деятельности
Поиск
Реклама
Наш опрос
Как Вам сайт?
Всего ответов: 176
Статистика

Rambler's Top100 Каталог TUT.BY

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Новости общественной жизни » Международный опыт

Эффективность деятельности НКО
Вопрос оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций1 интересует и ученых, исследующих процессы в третьем секторе, и общественников-практиков, и доноров, финансирующих социальные проекты. Данный материал предлагает набор идей по показателям и методам оценки эффективности деятельности НКО, имеющих научно-практическую ценность, и позволяющих измерять эффективность деятельности НКО.
Мы можем представить любую организацию, сектор или страну в виде черного ящика, где на входе в него поступают какие-то ресурсы. Внутри что-то делается, выполняется какой-то процесс. И в результате на выходе мы имеем какой-то продукт, иначе говоря - результат деятельности. Эта модель представлена на рисунке:

[Модель процесса деятельности НКО]
Когда мы говорим об эффективности, мы, как правило, подразумеваем две ее составляющие:

1) эффективный - это значит действенный, дающий эффект, приводящий к нужным результатам (толковые словари Ушакова и Ожегова);

2) эффективность - относительный эффект, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обеспечившим его получение (Экономический словарь).
Другими словами, мы имеем дело с эффективностью достижения цели и экономической эффективностью.

1) Эффективность целедостижения = Результат / Цель

2) Экономическая эффективность = Результат / Затраты
На первый взгляд достаточно простые формулы, однако сложность их использования в определении эффективности деятельности НКО заключается в самом понятии "результат". Что является результатом деятельности НКО и как этот результат измерить?
Например, общественная организация провела ряд семинаров по профилактике ВИЧ/СПИД. Что считать результатом деятельности? Количество проведенных семинаров, количество участников семинаров или количество участников, которые изменили свое поведение и стали практиковать безопасный секс? А может результатом является снижение уровня распространения ВИЧ/СПИД?

В практике оценки деятельности НКО принято выделять три уровня результатов:

I. Продукт (Output) - это то, что конкретные люди получили от деятельности НКО. В приведенном выше примере непосредственное обучение является продуктом.

II. Результат (Outcome) - это то, что изменилось в результате потребления продукта: поведение, уровень благосостояния или жизнь целевой группы. Так, в нашем примере результатом будет изменение поведения участников семинаров в отношении практики безопасного секса. Может сложиться такая ситуация, что, осуществляя образовательные мероприятия, организация обучит по задуманному плану запланированное количество слушателей из целевой группы. Однако курс обучения может оказаться для них сложным или, наоборот, слишком легким, не содержащим для них новых знаний. Тогда получится, что оценка первого уровня (продукта) будет положительной. Все действия выполнены в срок, средства потрачены, конкретные люди обучены. Но результат будет нулевым, потому что все эти усилия ничего не изменили в целевой группе.

III. Эффект (Impact) - это то, что изменилось в структуре проблемы. Любая программа НКО имеет дело с какой-то общественной проблемой. Если у деятельности НКО есть результат, то можно надеяться и на эффект, т.е. долгосрочные, структурные изменения. И это изменения в социуме или всем обществе, а не только на уровне целевой группы. В нашем примере эффектом будет снижение уровня распространения ВИЧ/СПИД.

Такое разделение результата деятельности НКО на "продукт" и "социальный эффект" вполне оправдано с точки зрения оценки эффективности целедостижения, поскольку все цели НКО лежат в плоскости достижения определенных социальных эффектов. Однако перед нами возникает ряд новых вопросов.

Во-первых, понимание того, что результатом деятельности НКО является достижение "социального эффекта" не снимает проблемы сложности измерения данного эффекта и измерения вклада конкретной организации в получении данного эффекта. Как узнать, что молодые люди стали практиковать безопасный секс? Они стали практиковать безопасный секс, потому что приняли участие в вашем семинаре, или на них повлияло телевидение? Кроме того, как сравнить эффективность деятельности различных организаций, производящих различные социальные эффекты?

Во-вторых, наивно полагать, что "социальный эффект" есть результат деятельности только НКО. Любая деятельность человека дает тот или иной социальный эффект. Например, стиральные машины освобождают время в семье, затрачиваемое на ведение домашнего хозяйства, которое можно использовать для общения, занятия спортом, саморазвития. Мобильные телефоны, Интернет меняют стиль жизни многих людей. Английские исследователи установили, что подростки, имеющие мобильные телефоны, меньше курят и чаще оказываются некурящими. Чем не социальный эффект? Почему тогда мы применяем разные подходы для оценки эффективности деятельности для бизнеса и некоммерческих организаций?

В-третьих, измеряя эффективность достижения цели, мы упускаем из виду вопрос "А какова ценность самой цели?", "Какова ценность того или иного социального эффекта?". Например, вор, вскрывающий за 30 секунд любой замок, наверное, очень эффективен с точки зрения своих целей. Но так ли это для других людей?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть на результат деятельности через призму его ценности для других. Если мы научимся измерять ценность продуктов НКО (оценка первого уровня), нам будет легче измерять и сравнивать эффективность деятельности различных организаций:
Эффективность = Ценность результата / Ценность затрат
Частные и общественные блага

А для этого давайте сначала разберемся, чем отличаются продукты бизнеса от продуктов НКО.

Человек, в ходе своей экономической деятельности, создает частные и общественные блага.
Частные блага - это товары (работы, услуги), удовлетворяющие индивидуальный спрос. Экономические свойства частных благ:
° индивидуальность потребления (например, чашка кофе);
° выгода для того, кто их использует;
° ограниченность товаров (работ, услуг);
° "исключение" тех, кто не может платить за блага.
Процесс производства и реализации частных благ наиболее эффективен на основе рыночных механизмов с помощью коммерческого сектора.
Общественные блага - это товары (работы, услуги), удовлетворяющие общественные потребности. Общественные блага бывают полностью общественными, созданными на основе исключительно общественных потребностей (например, дорога, уличное освещение) и частично общественными, созданными с учетом индивидуального спроса (образование, здравоохранение).
Экономические свойства полностью общественных благ:
° их можно потреблять неограниченно;
° при потреблении группой затраты на них равны затратам при потреблении индивидом;
° совпадение индивидуального и совокупного (группового) спроса;
° индивиды избегают выплачивать денежную компенсацию за потребление общественных благ.
Процесс производства и реализации полностью общественных благ при рыночной экономике возлагают на государство.
Экономические свойства частично общественных благ:
° польза принадлежит не только индивиду, но и обществу в целом.
° частично действует принцип "исключения".
Результат потребления частично общественных благ ведет к повышению качества жизни. Однако очень часто этот результат сильно отложен во времени. Поэтому потребитель не готов в момент покупки блага четко оценить полную его полезность и может занизить стоимость. В этой связи частично общественные блага менее привлекательны для коммерческого сектора. Бизнес опасается увеличивать масштаб производства частично общественных благ.
В коммерческом секторе, где производятся частные блага, мерой ценности продукта являются деньги, а механизмом (процедурой) измерения ценности - рынок (рыночное ценообразование). Готовность граждан заплатить за продукт ту или иную цену и является оценкой ценности коммерческого продукта (с учетом всех экономических и социальных эффектов, которые даст этот продукт индивиду).
В общественном секторе, где производятся общественные блага, мерой ценности создаваемых благ также является стоимость ресурсов, которые общество готово заплатить за их создание. Но механизм принятия решений об уровне ценности (готовности платить) несколько сложней. Граждане платят налоги и выбирают политиков, которые с их доверия распоряжаются данными налогами. Во время выборов политики берут на себя обязательства направить налоги на создание тех или иных общественных благ. Кроме налогов граждане, также, "голосуют" за создание тех или иных общественных благ своей благотворительной деятельностью, жертвуя на неё свои средства и время.
Таким образом, ценность продукта (результата), создаваемого в некоммерческом секторе, складывается из ценности частных благ и ценности общественных благ, которые там производятся. В виде формулы это выглядит следующим образом:
Ценность продукта = Ценность частных благ + Ценность общественных благ
Ценность создаваемых в НКО частных благ складывается из доходов от:
° реализации товаров (работ, услуг);
° членских взносов;
° спонсорских взносов.
Членские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации товаров (работ, услуг) в некоммерческих организациях. В ответ на спонсорский вклад некоммерческие организации предлагают рекламу, PR-мероприятия и т.д., тогда как в обмен на членские взносы - набор своих товаров и услуг.
Ценность создаваемых в НКО общественных благ складывается из доходов от:
° государственных субсидий;
° грантов;
° благотворительных взносов (пожертвований);
° волонтерского труда.
Уровень производства общественных благ в некоммерческих организациях можно оценить при помощи Социального индекса2 (SI), который показывает долю общественных благ в общей сумме произведенных благ:
SI = Доходы от выпуска общественных благ / ( Доходы от выпуска частных благ + Доходы от выпуска общественных благ)

Для полностью коммерческих организаций SI = 0, а для исключительно благотворительных организаций, производящих только общественные блага, SI = 1. Социальный индекс можно, также, использовать для оценки уровня самофинансирования некоммерческих организаций.

Уровень социальной ценности производимых общественных благ
Разобрав понятие частное благо и общественное благо, а также определив механизм определения ценности данных благ через механизмы финансирования, мы можем вернуться к вопросу оценки эффективности.

Чем больше общественных благ создается в некоммерческом секторе, тем более он эффективен. И люди оценивают его полезность (производимый им совокупный экономический и социальный эффект), направляя тем или иным способом ресурсы на создание общественных благ.

Такой подход к оценке эффективности некоммерческих организаций через объемы финансирования может вызвать сильное отторжение у общественников, которые имеют дело с различными социальными и духовными проблемами (помогающими людям с ограниченными возможностями, развивающими национальную культуру, спасающими экологию и т.д.), и которые привыкли говорить о социальном эффекте и делать упор на измерение социального эффекта, как показателя эффективности деятельности.

Тем не менее, эффективность является оценочной категорией, выражающей отношение ценности продукта к ценности затрат. Все что угодно может оказаться неэффективным для человека с соответствующей системой ценностей. Наши понятия об эффективности и неэффективности определяются тем, что мы ценим. Реальным объектом критики в этом случае должна быть либо система ценностей людей, либо права, которыми они пользуются.

Вопрос не в том, что на самом деле эффективно, а в том, у кого есть право принимать определенные решения. Те, кто наделен правом принимать решение о распределении ресурсов, сравнивают относительные преимущества альтернативных решений, отказываясь от наименее ценного ради более ценного.

Чтобы можно было сравнивать эффективность некоммерческого сектора в разных условиях, например, в Беларуси, Украине, Литве, Германии, США и т.д., где разный уровень развития экономики, разная численность населения и разные правовые правила игры, давайте введем такой показатель, как "Уровень социальной ценности производимых общественных благ".

Уровень социальной ценности (УСЦ) - доля ресурсов, направляемых на создание общественных благ, в общем объеме находящихся в распоряжении ресурсов.
УСЦ = Ресурсы на общественное благо / Объем ресурсов в распоряжении
Граждане, бизнес, правительство оценивают совокупный социальный эффект создаваемых некоммерческим сектором общественных благ, выделяя на их создание часть имеющихся в своем распоряжении ресурсов. И чем больше доля ресурсов направляется на общественное благо, тем больше уровень доверия и оценки оказывается некоммерческому сектору, тем более эффективным он признается общественностью.

Уровень социальной ценности для граждан общественных благ, создаваемых некоммерческим сектором, можно оценить как отношение объема частных пожертвований плюс стоимость волонтерского труда, деленное на общие доходы населения. Другими словами, сколько имеющихся в распоряжении граждан ресурсов они готовы заплатить за создание НКО общественных благ.
УСЦч = (Частные пожертвования + Волонтерский труд) / Денежные доходы населения

Уровень социальной ценности для правительства, создаваемых некоммерческим сектором общественных благ, можно оценить как отношение объема государственных субсидий, деленное на доходы государственного бюджета. Другими словами, сколько имеющихся в распоряжении государства ресурсов они готовы направить на создание НКО общественных благ.
УСЦг = Государственные субсидии НКО / Доходы государственного бюджета
Уровень социальной ответственности бизнеса можно оценить как отношение объема благотворительных пожертвований, деленное на объем прибыли (в Беларуси на благотворительные цели бизнес может тратить средства исключительно из прибыли).
УСЦб = Благотворительные пожертвования НКО / Прибыль
Эффективность управления затратами

До сих пор, разбирая понятие "эффективность", мы концентрировали свое внимание на результатах деятельности и на способах его оценки. Теперь давайте сконцентрируем свое внимание на затратах и поговорим об оценке эффективности управления затратами в НКО. Но чтобы разобраться с этим понятием, сначала нужно развеять один сложившийся вокруг НКО миф.

Во многих странах некоммерческие организации называют "non-profit", то есть неприбыльными. От этого англоязычного термина пошел миф о том, что некоммерческие организации не должны иметь прибыли. В Беларуси этот миф принял вполне реальное законодательное решение, в результате которого общественным объединениям запретили заниматься пердпринимательской деятельностью, то есть реализовывать свои товары (работы, услуги), какой бы социальной значимостью они не обладали.

Однако НКО являются неприбыльными организациями не потому, что они не могут иметь прибыль. А потому, что извлечение прибыли не является целью деятельности НКО.
Возникающая в ходе деятельности НКО прибыль не делится между учредителями, а направляется на развитие и создание общественных благ.
Любые организации, даже некоммерческие, обязательно должны работать с прибылью. Это диктуется следующими причинами:
° невозможно гарантировать безубыточную деятельность организации на ощутимом отрезке времени, так как не всегда удается неожиданные расходы сразу перекрывать соответствующими доходами;
° если расходы имеют устойчивую тенденцию к превышению доходов, то со временем эту организацию ожидает неминуемое банкротство и ликвидация;
° организация должна непременно развиваться, а для этого нужны свободные средства или источник прибыли.
Для целей оценки эффективности управления затратами в НКО давайте определимся, что мы будем понимать под затратами, а что считать прибылью НКО:
Постоянные организационные издержки - это издержки, которые идут на общеорганизационные расходы (аренда офиса, оплата труда персонала, связь, амортизация и т.д.).

Переменные производственные издержки - это издержки, которые идут непосредственно на создание частных и общественных благ (материалы, гонорары, услуги производственного характера и т.д.).

Затраты (полные издержки) - это сумма постоянных организационных издержек и переменных производственных издержек:

Затраты = Постоянные организационные издержки + Переменные производственные издержки

Прибыль - часть доходов НКО, которая идет на создание активов, развитие, создание добавленной стоимости общественных благ. Другими словами, доходы на покупку оборудования, на обучение персонала, стоимость волонтерского труда и т.д.
Прибыль НКО складывается из прибыли, возникающей в ходе создания частных благ (будем называть эту часть прибыли коммерческой), и прибыли, возникающей в ходе создания общественных благ (будем называть эту часть прибыли социальной).
Коммерческая прибыль = Доходы от производства частных благ - Затраты на производство частных благ

Социальная прибыль = Доходы от производства общественных благ - Затраты на производство общественных благ

Показатель общей рентабельности организации:
Рентабельность = (Коммерческая прибыль + Социальная прибыль) / Затраты
В целях финансовой стабильности некоммерческих организаций их общая рентабельность должна быть выше нуля. Тем не менее, возможны ситуации, когда некоммерческая организация реализует проекты с отрицательной или нулевой социальной прибылью, т.е. когда создание общественных благ убыточно для организации. В этом случае финансовая стабильность некоммерческой организации должна обеспечиваться за счет создания частных благ.

Подводя итог разговору об эффективности деятельности НКО хочется повторить, что эффективность зависит от оценок и определяется отношением оценки результата к оценке затрат. Споры о том, является ли тот или иной процесс эффективным или неэффективным, по сути своей, - споры об относительных весах, которые должны быть приданы оценкам различных людей. Тем самым это споры о правилах игры или же о том, кто имеет какие права на определенные ресурсы.
Выбор проектов некоммерческих организаций в большинстве случаев не осуществляется ими самостоятельно. На такой выбор оказывают влияние решения третьих лиц (государства, благотворительных фондов, спонсоров и др.), а также ограничения на получение и распределение прибыли. Поэтому вопрос эффективности НКО - это вопрос совместной ответсвенности сообщества за создание в нем общественных благ.

1 Некоммерческие организации (НКО) - юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Формы НКО - потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, фонды, а также другие формы, предусмотренные законодательством (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников). (Ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Во многих странах данные организации называют "non-profit", то есть неприбыльные, или "nongovernmental organization" - неправительственные организации (сокращенно NGO, НПО или НГО).

2 Данный индекс является модификацией Publicness index (PI), который был введен американским ученым Б.Вайсбродом: Weisbrod B. The Nonprofit Economy. - Cambridge: Harvard Univ. Press, 1994. p.75.

Категория: Международный опыт | Добавил: gim (2007-04-08) | Автор: Валерий Жураковский E
Просмотров: 5781 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Город&молодежь © 2019